145.725

Сайт радиолюбителей г. Асбеста и области

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


radio:ft897_battery

Внутренняя батарея для Yaesu FT-897 (DIY)

Как я установил в свой Yaesu FT-897 литиевые батареи, и что из этого вышло…

Yaesu FT-897

Начнём с того, что этот трансивер я приобрёл преимущественно для полевых выездов, где нет постоянного источника электричества. В самом Yaesu FT-897 привлекала доступная мощность, диапазоны, а также то, что есть штатное место под батареи в корпусе трансивера, и не нужно ничего подключать снаружи, лишние провода только мешают в полях. Штатная батарея для FT-897 имеет маркировку FNB-78, она сделана по технологии Ni-MH и имеет 13.3 В и 4500 мА/ч. Вес батареи - около 800 грамм. Заявленное время работы - около 4 часов. В корпус устанавливается две такие батареи, размеры места под батареи (замерял сам) - 170х180х24 мм.

Батарея FNB-78

Сначала думал насчёт батарей LiFePo4, их вольтаж даже больше подходит для замены штатных, но не нашёл подходящих по размеру в продаже на AliExpress. Призматические батареи или слишком крупные (4 штуки не влезают в корпус вместе с BMS), или формата 18650, с ёмкостью около 1500 мА/ч, что довольно мало. В итоге решил остановиться на литий-ионных Liitokala HG2 в конфигурации 3S4P. А чтобы сильно не переделывать корпус, разместил их в держателях, которые приклеил к нижней крышке трансивера на чёрный двусторонний скотч. Также, на крышке разместил BMS (плату балансировки и защиты батарей), и предохранитель на 30А, который включил между BMS и батареей, на всякий случай.

Литий-ионные аккумуляторы Liitokala HG2 имеют паспортную ёмкость 2400 мА/ч, что суммарно даёт около 9.5 А/ч или 35 Вт/ч. Напряжение батареи колеблется в пределах от 12.3 В на заряженной батарее до 9.6 на разряженной. Конечно, хотелось бы подключить батарею к стандартному гнезду для батареи FNB-78, чтобы не выводить соединения наружу из корпуса, но схема контроля заряда не будет адекватно определять остаточную ёмкость, так как она рассчитана на никель-металгидридные батареи, диапазон напряжений которых выше. Поэтому пришлось вывести провод батареи сзади, и подключаться в стандартное гнездо. Для этого был заказан второй разъем, чтобы сделать переходник с XT60 на 6 pin.

Расположение держателей на нижней крышке трансивера
Готовый вариант с установленными батареями

Были опасения, что трансивер, рассчитанный на напряжение 12-13 В, будет вести себя неадекватно при питании от литий-ионных батарей, напряжение на которых может упасть до 9 Вольт, ведь рабочее напряжение батареи FNB-78 от 13.3 до 10 Вольт. Где-то на форумах вычитал даже, что недостаток напряжения при передаче может привести к размыканию реле в преселекторе, и ВЧ пойдёт в несогласованный тракт, что приведёт к гибели выходного каскада. Детектор КСВ стоит после преселектора, и не заметит подвоха. Благо, что в той ветке обсуждали другой трансивер, насколько я помню, Alinco.

Я провёл эксперимент, замеряя мощность при различных напряжениях, и заметил, что выходная мощность (по крайней мере до 25 Вт) не сильно зависит от напряжения питания. А при падении напряжения ниже 9 вольт срабатывает BMS, и отключает трансивер, не дав ему просадить батарею до критического значения. Также уверенности добавляет статья какого-то радиолюбителя, который утверждал, что работал на FT-897 из экспедиции при 8 вольтах, в режиме CW.

В заключение могу сказать, что конструкция была предварительно протестирована в полях, пока что в щадящих условиях, были проведены несколько десятков QSO, на мощности до 25 Вт. Зарядка батарей на данный момент осуществляется от зарядного устройства IMAX B6 AC, но я планирую вывести гнездо DC 5.5мм, для того, чтобы использовать компактное сетевое зарядное устройство 12.6 В, специально для литиевых сборок, с контролем заряда.

Зарядное устройство

Автор: Роман R8CED 2023/12/03 07:13

Обсуждение

Ваш комментарий. Вики-синтаксис разрешён:
Z T T S T
 
radio/ft897_battery.txt · Последнее изменение: 2023/12/29 01:39 — Роман R8CED

Инструменты страницы